Таможенные процедуры, внешне-экономическая деятельность (вэд), экспортные и импортные операции | Аналитические статьи и обзоры

13.04.2009

От каких проблем может избавить таможенный брокер

Для того чтобы понять заинтересованность участников ВЭД в данном институте, необходимо обратить внимание на особенности таможенного оформления в РФ. Известно, что процесс таможенного оформления достаточно трудоемкий и сложный. Несмотря на то что Таможенный кодекс 2004 года планировался как документ прямого действия, реально осуществить таможенное оформление товаров на основании сведений, имеющихся только в данном документе, практически невозможно.

Процесс растаможки на практике

Таможенное оформление регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов (ПНА), писем и методических рекомендаций, издаваемых не только ФТС, но и Правительством РФ, Минэкономразвития, другими заинтересованными структурами, такими как Россельхознадзор, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. Прибавьте к этому право таможен на собственное законотворчество в известных пределах. Так, Московская северная и Московская южная таможни работают по собственным правилам.

При таком большом количестве разнообразных регламентирующих документов нередко возникают коллизии, спорные моменты, разрешить которые могут только специалисты в области таможенного дела. Помимо этого в законодательной базе часто происходят изменения, обновления, которые приходится постоянно мониторить. Таким образом, процесс таможенного оформления предстает перед нами как достаточно сложная работа, требующая определенной юридической подготовки. Не каждая компания, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, может позволить себе собственного специалиста. Особенно при небольших оборотах.

Без брокера в бою не устоять

Следует отметить, что в настоящее время фискальная функция российской таможни превалирует над всеми остальными. Таможня вносит ощутимый вклад в бюджет государства, что заставляет представителей этого ведомства выполнять план по сбору платежей в казну. На деле это оборачивается тем, что очень часто таможенники, пользуясь юридической неграмотностью декларанта, неправомерно отка-зывают в приеме заявленной таможенной стоимос-ти, в оформлении в соответствии с выбранным таможенным режимом, необоснованно запрашивают несуществующие документы, затягивают с возвратом излишне уплаченных таможенных платежей и пр.

Среднестатистической компании – участнику ВЭД, чей персонал нацелен на осуществление основной коммерческой деятельности, выдержать такой бой без квалифицированной помощи просто не под силу. Недаром многие женщины-логисты, побывавшие на таможенных постах, убеждены, что таможня – не место для женщины.

Все участники ВЭД также прекрасно осознают высокий уровень коррумпированности таможенных органов. Иногда просто для того, чтобы инспектор наконец-то занялся документами компании, его необходимо мотивировать. Более того, очень часто бывает так, что инспектор игнорирует давно поданные ему документы чужой или новой на данном посту компании, если оформление производится непосредст-венно ее представителем. Естественно, чужому человеку крайне сложно мотивировать инспектора без риска для собст-венной свободы и с пользой для дела. В том числе и для этого, как ни прискорбно, компании обращаются к брокерам, которые при необходимости закладывают сумму на мотивацию чиновников в счет за услуги по таможенному оформлению. Таким образом, специфика таможенного оформления в РФ вынуждает участника ВЭД прибегать к услугам таможенных брокеров.

Какой ты, таможенный брокер?

Статья 126 ТК РФ разъясняет, кто может выступать в качестве декларанта, однако положения самого кодекса являются несколько размытыми и допускают двоякое толкование. Поэтому рекомендуется ориентироваться на письмо ФТС России от 31 августа 2004 г. № 01-06/192 «О декларанте товаров». В этом письме содержится официальная позиция ФТС России по рассматриваемому вопросу, которая сводится к тому, что декларантами товаров могут быть только лица, обладающие правом осуществлять с товарами действия при таможенной очистке от своего имени. Права и обязанности декларанта при таможенном оформлении закреплены в статье 127 Таможенного кодекса.

В этой связи таможенный брокер (представитель) не вправе выступать в качестве декларанта, то есть декларировать товары от своего имени. Его участие сводится к оказанию услуг по заполнению таможенной декларации и подаче таможенной декларации таможенному органу. Ответственность за недостоверность заявленных сведений фактически несет только декларант. Хотя в последнее время все чаще говорят об усилении солидарной ответ-ственности декларанта и брокера за недостоверное декларирование. В сентябре текущего года в судебной практике имело место решение о признании брокера виновным в недостоверном декларировании, так как именно он собирал необходимые документы и заполнял таможенную декларацию.

Таможенным брокером может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных брокеров. С так называемыми «серыми» таможенными брокерами, то есть юридическими или физическими лицами, чья деятельность не лицензирована должным образом, таможня периодически ведет борьбу. Поэтому участник ВЭД, экономящий на оплате услуг официального таможенного брокера, должен быть готов к тому, что таможенное оформление очередной партии товара может быть приостановлено при проведении мероприятия по борьбе с «серыми» брокерами и что доводить оформ-ление до конца придется силами собственных сотрудников.

По законодательству таможенный брокер при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и представляемое им лицо, однако на нем не лежит обязанность по завершению таможенного режима.

Особо хочется отметить, что брокер, так же как и декларант, несет ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ). Незнанием участниками ВЭД этого факта часто пользуются недобросовестные компании, в том числе и известные реномированные курьерские службы, которые пытаются прописать в договоре на брокерское обслуживание прямо противоположное условие. Хотя пункт 5 статьи 144 ТК РФ гласит, что обязанности и ответственность таможенного брокера перед таможенными органами не может быть ограничена договором между брокером и представляемым лицом. Деятельность таможенного брокера регулируется главами 15 и 31 ТК РФ, определение таможенного брокера дано в статье 11 ТК РФ.

При подписании договора с таможенным брокером следует обратить внимание на то, чтобы положения о правах и обязанностях таможенного брокера корреспондировались с соответствующими положениями ТК РФ. Следует также отметить, что, согласно статье 140, брокер несет гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба лицу, в интересах которого он совершал операции.

Растаможка своими силами

Формально у любого участника ВЭД есть две возможности: осуществлять таможенные процедуры самостоятельно, то есть иметь собственного декларанта в штате или пользоваться услугами таможенного брокера. Практика показывает, что декларировать товары собственными силами предпочитают крупные компании. Особенно это актуально для предприятий, имеющих стабильно большой поток товаров, подлежащих таможенному оформлению. В этом случае даже при самых низких тарифах брокера выгоднее поручить таможенное оформление одному или двум аттестованным специалистам. Двух декларантов может быть также достаточно при небольшом количестве оформляемых кодов и при оформлении товаров, которые не относятся к группе риска.

Грузовая таможенная декларация

Грузовая таможенная декларация – унифицированный документ, выполняющий несколько функций:

1. Сообщение таможенному учреждению участниками ВЭД всех необходимых сведений о товаре и о внешнеторговой операции, которая совершается с зарубежными контрагентами.

2. Документ-заявление, представляемый участниками ВЭД о законности сделки.

3. Подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля. Таможенный контроль завершается удостоверительными отметками таможенного учреждения, после чего ГТД приобретает значение «международного таможенного паспорта» товара, имеющего должную юридическую силу для зарубежных таможенных служб, других органов управления соответствующих зарубежных государств.

4. Учетно-статистический документ.

Предприятиям легче работать с собственными декларантами еще и потому, что у них не возникает необходимости заключать договор с СВХ – как правило, у большинства предприятий есть склады временного хранения на соб-ственных территориях. Если же компания не имеет собственного склада и собирается заключить договор на хранение напрямую с владельцем СВХ, а не через таможенного брокера, то тут велик риск, что ей будут предложены услуги по завышенным тарифам.

Хотя на законодательном уровне декларант при таможенном оформлении товара имеет равные с таможенным брокером права, на практике это оказывается не так. Для таможенного оформления без задержек недостаточным бывает знание таможенного законодательства и наличия всех необходимых документов. Практика показывает, что еще приходится знать всю «кухню» конкретного таможенного поста. Нужно или быть знакомым с таможенным инспектором, или уметь грамотно мотивировать на просмотр документов тогда, когда они будут готовы, а не когда будут выпущены декларации всех «своих». В противном случае декларант компании рискует постоянно ото-двигаться в конец очереди. Как правило, на постах не любят самодеятельность и часто придираются к таким компаниям, принуждая их тем самым работать через брокера, обслуживающего данный пост.

Растаможка через брокера

Как правило, большинство компаний в силу указанных выше причин предпочитает работать через таможенного брокера. К уже упомянутым аргументам в пользу сотрудничества с таможенным брокером следует прибавить следующие.

Таможенный брокер – лицензированный посредник, имеющий право от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функ-ции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, неся при этом полную ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу.

1. Квалификация.

Не каждая компания может себе позволить грамотного специалиста по таможенному оформ-лению. Особенно если речь идет о нескольких импортных поставках в месяц.

2. Опыт.

Брокер работает с грузами нескольких компаний сразу, постоянно отслеживает изменения в таможенном законодательстве, сталкивается со сложностями и спецификой таможенного оформления и других грузов. Все это позволяет ему быть более подготовленному ко всякого рода трудностям. Тем более что в последнее время логисты заговорили о необходимости специализации логистических компаний не только по функционалу, но и по сфере применения. Так, существуют брокеры, специализирующиеся на оформлении запчастей, косметики, химии и пр.

3. Дополнительная поддержка.

Как правило, таможенный брокер может выступить консультантом по таможенным вопросам, оказать содействие в получении сертификатов и разрешений. Брокеры предоставляют также услуги по использованию их аванса при уплате таможенных платежей. Даже если не пользоваться этой услугой на постоянной основе (за нее приходится платить процент), она является очень удобной, если компания не успела вовремя перевести деньги или если платежи оказались больше, чем планировалось (например, вследствие резкого роста курса валюты).

4. Брокер является дополнительным кордоном при проверке правильности оформления документов.

Принцип выбора брокера

Выбирая брокера, нужно стремиться к тому, чтобы он действительно оказывал услуги по декларированию товаров, снимая с заказчика заботы о взаимодействии с таможней. Если же функции таможенного брокера сводятся к простой передаче бумаг от декларанта к инспектору, а взаимодействовать с таможней приходится сотрудникам компании-заказчика, то стоит задуматься о смене такого брокера, так как он не только не справляется со своими обязанностями, но и отрывает от основной работы персонал клиентской компании.

Практика показывает, что брокерские компании бывают клиенто- и таможенно-ориентированные. Первые встречаются достаточно редко, их поиск является первоочередной задачей отдела логистики в случае, если компания решила передать таможенное оформление на аутсорсинг. Они действуют в интересах клиента и видят своей обязанностью склонить таможенный орган к принятию нужных клиентской компании решений на основании имеющихся документов при условии, что последние в порядке. Сотрудничество с таким брокером позволит компании-клиенту оптимизировать работу своего логистического отдела, легально минимизировать издержки на таможенное оформление и быть уверенным в том, что контроль после выпуска ГТД не обернется неприятным сюрпризом.

Большинство же брокерских компаний предпочитают работать по таможенно-ориентированному принципу, то есть готовить пакет документов в максимальном соответствии с требованиями таможни. То есть так, как удобно таможенному инспектору, так, как он привык. Таким образом, интересы клиентской компании ущемляются или же клиент испытывает серьезные трудности при общении с поставщиком, вынуждая его оформлять документы так, как это удобно инспектору на посту. В случае взаимодействия с крупным иностранным поставщиком или компанией, использующей электронные системы, подобная корректировка вообще бывает невозможной и приводит к существенному осложнению деятельности клиентской компании, вместо того чтобы облегчить ее. Более того, при таком подходе брокер прямо подталкивает декларанта к подделке документов, что переходит уже в поле действия уголовного кодекса.

Чья печать?

Нередко у участников ВЭД, пользующихся услугами таможенных брокеров, возникает вопрос: от чьего имени (то есть за чьей печатью) таможиться? Как следует из приведенной выше законодательной базы, регламентирующей деятельность таможенных брокеров, ответственность за предоставленные сведения несет декларант, даже если оформление и подача декларации произведены брокером. Поэтому многие участники ВЭД не видят смысла в использовании печати брокера.

Однако такая позиция не совсем правильна. Помимо ответственности за декларируемые сведения, лежащей на декларанте, существует еще ответственность за правильное исполнение таможенных формальностей: правильность заполнения декларации, сроки ее подачи и пр. В случае таможенного оформ-ления за печатью брокера вся эта ответственность ложится на брокера, таким образом, репутация самого декларанта останется незапятнанной.

«Белая», «серая» и брокер

Участники ВЭД часто делят региональные таможни на рабочие и нерабочие. Рабочие – это те, где работают достаточно грамотные, адекватные люди, способные осуществить таможенное оформление в определенные законом сроки по установленным документам. Соответственно оформляться участники ВЭД предпочитают на рабочих таможнях, так как даже прогон транспорта в соседнюю область, находящуюся в зоне деятельности рабочей таможни, оказывается выгоднее многодневного простоя или хранения на СВХ при нерабочей. Львиная доля растаможивания импортных грузов приходится на Москву, так как при всех недостатках московских таможенников они все-таки умеют оформлять грузы1. Соответственно больше всего компаний, оказывающих услуги таможенного брокера, приходится именно на рабочие регионы.

Компании-брокеры можно условно подразделить на «белые» и «серые». Обе категории имеют лицензию таможенного брокера. Однако первые специализируются на таможенном оформлении в рамках закона, в соответствии с таможенными правилами, а другие готовы помочь в деле не совсем легального оформления. Есть и пограничные компании, которые могут осуществить таможенное оформление по обеим схемам.

Как правило, брокеры, занимающиеся исключительно «белым» таможенным оформлением, стремятся набрать в свой штат специалистов в этой области, нередко людей, пришедших в бизнес из ФТС. Обычно такие компании являются достаточно крупными и предпочитают работать с несколькими таможенными постами, если не получают лицензию всероссийского таможенного брокера. В среднем цены на услуги по таможенному оформлению у «белых» брокеров значительно ниже, чем на «серую» таможню.

Важным фактором, характеризующим сегодняшнее состояние рынка «белых» таможенных брокеров, является специализация. Как было уже упомянуто выше, таможенное оформление сопряжено с большими трудностями, требует глубокого изучения НПА, при этом существует специфика таможенного оформления разных групп продукции: например, производственного оборудования, продуктов питания, средств косметической промышленности и пр. Для оформления каждой из перечисленных групп требуется предоставление своего набора документов, специфические сертификаты. Особое место занимает также правильность подбора кода ТН ВЭД.

Компании, строящие свой бизнес на проведении «серого» таможенного оформления, как правило, не очень крупные, они предпочитают не делать себе широкой рекламы. Не многие из них могут похвастаться большим стажем работы на рынке, так как до последнего времени в интересах бизнеса было основывать новые компании ежегодно, нежели рисковать, используя одну и ту же компанию в течение нескольких лет.

Действительных специалистов по таможенному оформлению такие брокеры не держат, так как специфика бизнеса требует не столько досконального знания таможенного законодательства, сколько умения договариваться с таможней. Отличительной чертой «серых» брокеров является готовность принять к таможенному оформлению товар с любым набором документов или даже без оных. О специализации говорить также не приходится. Цены на услуги по таможенному оформлению могут превышать цены «белых» брокеров в несколько раз. Во-первых, это связано с риском, на который идут и сами брокеры, и сотрудники таможни, во-вторых, многие компании предоставляют попутно сервис по обналичиванию денег заказчика. Именно поэтому в тарифном соглашении с подобной компанией можно встретить, например, такие расценки: ксерокопия одной страницы – 2,5 евро.
Помимо «белых» и «серых» брокеров на рынке присутствуют компании, которые сделали брокерскую деятельность основным направлением бизнеса. Они готовы сотрудничать с разными постами и при достаточном коммерческом интересе пойти даже в новые регионы. Такие компании заинтересованы в оборотах и только рады появлению новых клиентов.
Существуют и небольшие брокерские компании непосредственно при таможенных постах. Как правило, их сотрудники не отличаются высоким профессионализмом, большой товарный поток вызывает у них серьезные затруднения. Сложности возникают и при работе со специфическими товарами, и при заявлении непривычных таможенных режимов. Нельзя сказать, чтобы расценки у подобных самодеятельных брокерских контор были очень привлекательны для клиента. Такие конторы работают на нужды самого поста и дополнительно по принципу ближайшего к входу на рынок лотка – занимаются теми клиентами, которые приходят на пост и просто не знают, как приступить к таможенному оформлению.

Крупный и мёртвый

Ситуация, которая складывается в настоящее время вокруг таможенной логистики, позволяет с достаточной долей уверенности прогнозировать укрупнение игроков на рынке брокерских услуг. Во-первых, происходит повышение общего профессионального уровня логистов, которые уже больше следят за тем, какой именно компании отдавать декларирование товаров. Изменилось понимание последствий неграмотного оформления товаров – от судебных исков со стороны ФТС и возбуждения ДАП до наложения ареста на товар или условного выпуска, что не позволяет воспользоваться продукцией в указанные сроки.

Ситуация, которая складывается в настоящее время вокруг таможенной логистики, позволяет с достаточной долей уверенности прогнозировать укрупнение игроков на рынке брокерских услуг.

Во-вторых, борьба ФТС с «серыми» схемами приводит к тому, что «серая» таможня, становясь рискованной, поднимается в цене и большая часть участников ВЭД переходит на «белую» схему оформления. Соответственно игроков на рынке «серой» таможни останется меньше, выстоят самые умелые и отчаянные. Аналогичная ситуация будет складываться и в «белой» таможне: в связи с тем, что она требует определенного профессионализма и навыков, маленькие брокерские конторки, занимавшиеся двухцветными схемами, также не смогут противостоять более крупным таможенным брокерам, уже сумевшим заработать репутацию на рынке.

Планируемый вывод таможенного оформления в Москве за пределы МКАД порождает много вопросов, первый из которых: куда пойдут все те компании,которые до последнего времени оформлялись в Москве и Санкт-Петербурге? Очевидно, что столичные регионы уже загружены своим товаропотоком и перенаправить грузы из мегаполисов в область не представляется возможным. Для многих небольших брокерских компаний это может стать смертельным.
Удастся ли, как планировало Правительство РФ, перенести таможенное оформление в регионы, будет ли там развиваться институт таможенных брокеровтак, как он развивался в Москве и Петербурге, покажет время. Удастся ли правительству в недалеком будущем исключить брокеров из цепи поставок, также станет ясно в ближайшее время. Одно можно сказать с уверенностью – на рынке брокерских услуг грядут серьезные изменения.

Мария Канаева, эксперт журнала «Логистика и управление»
"Актион Медиа" www.logistpro.ru


Возврат к списку

Основные направления деятельности
Международные перевозки автомобильным транспортом
Aвиаперевозка грузов
Железнодорожные перевозки грузов
Морские контейнерные перевозки
Международные перевозки сборных грузов
Услуги таможенного оформления
международные перевозки
Поиск по сайту:





Новости таможни

24.06.2014

24.06.2014

Новости ВЭД

18.11.2013
В Белоруссии разоблачена схема незаконного ввоза грузовых автомобилей

18.11.2013
Страны ТС будут самостоятельно назначать пошлины Украине

Статьи и аналитика

29.05.2009
ФТС: контейнеры No pasaran!

29.04.2009
Проблемы есть, решения - нет!


Rambler's Top100
главная | о компании | контакты
рекомендации | информация
перевозка грузов | таможенный брокер | бизнес-логистический сервис | складская логистика | дополнительные услуги
2012 © ООО «Моби-Центр» |карта сайта| Разработка сайта — WebCait.Ru