Таможенные процедуры, внешне-экономическая деятельность (вэд), экспортные и импортные операции | Аналитические статьи и обзоры

18.08.2006

МЭРТ признал крах системы поддержки экспорта

Существующая система поддержки экспортеров, действующая в России с 2004 года, фактически не работает, констатировал на заседании правительства глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф. В МЭРТе готовят комплексную стратегию поддержки российских экспортеров, которая будет включать обширный набор мер господдержки – от изменения системы гарантирования экспорта до субсидирования транспортных расходов. Стратегия предполагает новое увеличение бюджетных расходов.

На сегодняшний день в России существуют два основных инструмента поддержки экспорта российской промышленной продукции – предоставление экспортных госгарантий и субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам. И, как признают в МЭРТе, оба этих инструмента не очень эффективны – по словам главы МЭРТа Германа Грефа, механизмы в нынешнем виде фактически не востребованы экспортерами.

Цифры, приводимые главой МЭРТа, это доказывают более чем убедительно. В 2005 году на субсидирование ставок по экспортным кредитам было направлено 3 млрд руб. (столько же и в 2006 году), но, по словам министра, в 2005 году "были выбраны лишь 15% от установленного лимита субсидирования, а в первом полугодии 2006 года – лишь 7% от годового лимита". При этом около 80% использованных денег приходится на предприятия Центрального федерального округа – в других регионах этот инструмент просто недоступен. Более того, как рассказал в беседе с Ъ замдиректора департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРТа Вадим Зингман, экспортными субсидиями пользуются в основном предприятия оборонной промышленности. По его словам, в МЭРТе "не очень понимают", почему субсидирование процентных ставок не востребовано, и подчеркивают, что распорядителем денег является Минпромэнерго. Малоэффективна также система гарантирования экспорта. Она была введена с 2004 года и, как признают в МЭРТе, работает только для крупных экспортеров. "Механизм госгарантий очень сложный и требует очень больших временных издержек,– говорит Вадим Зингман,– за $1 млн гарантий обращаться просто бессмысленно". Так, в 2005 году из $600 млн бюджетных денег, предусмотренных на экспортные гарантии, израсходовали только $215 млн, а из $1 млрд в 2006 году, по оценкам МЭРТа и Минфина, будет востребовано не более $600 млн на гарантирование крупных контрактов – например, по этой схеме поддерживаются поставки самолетов на Кубу.

В ведомстве Германа Грефа готовы решать проблему невостребованности экспортных субсидий радикально – планируется передать инструмент в регионы. "Регионы сами знают, кого поддерживать, и мы планируем выделять деньги на субсидирование ставок по конкурсу при наличии долевого финансирования со стороны местных властей",– говорит господин Зингман. Однако пока не решено, на основе каких критериев деньги будут предоставляться регионам.

Критерии, как предполагается, будут частью комплексной стратегии поддержки российских экспортеров, которую, по словам господина Грефа, сейчас разрабатывают в МЭРТе. "В документе предполагается формализовать все элементы поддержки экспорта, в том числе политическую поддержку",– отметил министр. По словам Вадима Зингмана, работа над стратегией фактически завершена и в сентябре МЭРТ передаст ее на рассмотрение правительства и совета по конкурентоспособности. Детали стратегии господин Зингман раскрывать не стал. "Документ еще не видел даже министр. Но в нем есть забойные вещи!" – пояснил он.

Уже сейчас с большой долей вероятности можно говорить о том, что экспортную стратегию МЭРТа ждет нелегкая судьба – она предполагает очередной рост госрасходов. Еще в 2004 году Герман Греф сообщал премьер-министру Михаилу Фрадкову, что увеличение промэкспорта на 2% в год обойдется бюджету в $4,5 млрд. По словам господина Зингмана, МЭРТ намерен зафиксировать в экспортной стратегии ежегодный фиксированный процент на поддержку экспорта.

Кроме того, вчера Герман Греф рассказал, что МЭРТ уже направил на согласование в другие ведомства законопроект о создании государственной корпорации развития, которую планируется создать на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка. Как отмечают в министерстве, капитал корпорации должен составить не менее $1 млрд. Сумма по сравнению с аналогичными зарубежными корпорациями невелика. Например, капитал подобного банка в Японии составляет $9,3 млрд, в Корее – $2,3 млрд, в США – $1 млрд, Китае – $604 млн. Тем не менее в МЭРТе признают, что договориться с Минфином даже о такой сумме будет крайне сложно. Тем более что уже известен результат двухлетней реализации прежних инициатив Германа Грефа по поддержке экспорта.

Как поддерживают экспортеров в США

Поддержкой американских экспортеров занимается департамент коммерции США (US Department of Commerce). Его основная деятельность сосредоточена на стимулировании выхода американских компаний на международные рынки, при этом не стимулируя их капиталовложения в конкретную страну. В департаменте насчитывается порядка 260 подразделений, 160 из которых сосредоточены за пределами США. Они постоянно отслеживают ситуацию на местах и раз в год готовят подробные отчеты о состоянии местных рынков, условиях конкуренции, изменении законодательства и развитии инфраструктуры. Вся информация доступна на сайте ведомства. Кроме того, департамент бесплатно предоставляет консультации и юридическую защиту интересов американских компаний за рубежом и спонсирует их участие в международных выставках и ярмарках. В департаменте коммерции США также разработаны специальные платные программы, содействующие продвижению американских товаров на международные рынки. Например, программа "Золотые ключи" помогает американским компаниям найти поставщиков и заказчиков и обеспечивает установление взаимных контактов, а программа "Платиновые ключи" предоставляет компаниям постоянный мониторинг ситуации на рынке конкретной страны и является наиболее дорогостоящим продуктом ($5 тыс.). В базе данных департамента более 100 тыс. компаний, большинство из которых относятся к малым и средним, с годовым оборотом менее $500 млн. Финансированием экспортных операций, в свою очередь, занимается Экс-Им Банк США (Export-Import bank of USA), который предоставляет страховые гарантии на экспортные поставки.


Возврат к списку

Основные направления деятельности
Международные перевозки автомобильным транспортом
Aвиаперевозка грузов
Железнодорожные перевозки грузов
Морские контейнерные перевозки
Международные перевозки сборных грузов
Услуги таможенного оформления
международные перевозки
Поиск по сайту:





Новости таможни

24.06.2014

24.06.2014

Новости ВЭД

18.11.2013
В Белоруссии разоблачена схема незаконного ввоза грузовых автомобилей

18.11.2013
Страны ТС будут самостоятельно назначать пошлины Украине

Статьи и аналитика

29.05.2009
ФТС: контейнеры No pasaran!

29.04.2009
Проблемы есть, решения - нет!


Rambler's Top100
главная | о компании | контакты
рекомендации | информация
перевозка грузов | таможенный брокер | бизнес-логистический сервис | складская логистика | дополнительные услуги
2012 © ООО «Моби-Центр» |карта сайта| Разработка сайта — WebCait.Ru