Таможенные процедуры, внешне-экономическая деятельность (вэд), экспортные и импортные операции | Аналитические статьи и обзоры

06.08.2006

На коротком логистическом поводке

Главным препятствием на пути расширения федеральных сетей в регионы оказались не столько местные ритейлеры, сколько большие расстояния и отсутствие в провинции логистической инфраструктуры. Поэтому, по мнению экспертов, главная задача крупнейших сетей на ближайшие годы - создание эффективной системы поставок в региональные магазины. По мнению экспертов, по-настоящему федеральными операторами станут только те из них, кто первыми создадут сеть распределительных центров в ключевых регионах.

Региональная экспансия попрежнему остается одним из главных приоритетов московских ритейлеров. Правда, за последние пять-шесть лет оптимизма у них поубавилось.

В 1999 году один из топ-менеджеров "Седьмого континента", рассказывая о планах развития компании врегионах, убеждал журналистов, что магазины "Седьмого континента" в Москве, Екатеринбурге или Самаре ничем отличаться не будут. "Доставка всех продуктов во все магазины будет осуществляться из Москвы нашим собственным транспортом. Везде будет стандартный ассортимент и свежесть",- говорил он.

На практике региональная логистика оказалась делом куда более сложным. Недавно один из топ-менеджеров "Патэрсона" посетовал: "Проще открывать магазины в Киеве, чем в российских городахмиллионниках.В Киеве есть нормальные поставщики, да и из Москвы везти туда товар просто: от Москвы до Киева всего 600 км и хорошие дороги. В российских же регионах беда: много проблем с поставщиками, из-за плохих дорог из Москвы возить сложно".

Выход есть

Проблема логистики не российское изобретение. Например, в Европе и США, где розничные сети имеют гораздо более разветвленную структуру, чем российские, вопрос стабильных поставок актуален в неменьшей степени. Но там научились решать проблему (см. справку).

Положение отечественных торговцев куда сложней. Эксперты предупреждают, что на поддержку специализированных логистических операторов им не стоит рассчитывать как минимум еще несколько лет. По словам Николая Гвоздева, специалиста по маркетингу Национальной логистической компании (НЛК), сегодня современная логистическая инфраструктурасуществует даже не во всех городахмиллионниках, а только в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.

География логистических операторов намного уже географии ритейлеров. Многие из них работают в пяти-десяти городах. А сеть "Патэрсон" недавно заявила об интересе к городам с населением до 500 тыс. человек.

Единственным возможным в России способом решения проблем с логистикой в регионах участники рынка считают строительство распредцентров в ключевых городах своей экспансии. Аккумулируя у себя ассортимент всех поставщиков сети и распределяя его среди магазинов в необходимом им количестве и комплектации, центр может избавить магазины от перебоев и недопоставок товара.

Маленькому формату - большой склад

Первыми строительство сети распредцентров начали дискаунтерные операторы. "Для дискаунтеров централизация логистики была вопросом выживания в регионах,- вспоминает один из поставщиков.- Как только "Дикси" и "Копейка" начали открывать магазины дальше чем 20 км от МКАД, многие поставщики отказались с ними работать вне Москвы. Они посчитали, и оказалось: гонять свой транспорт в Подмосковье ради доставки в один магазин невыгодно. Ведь дискаунтеры - это мелкий формат, и заказы у них соответствующие - несколько коробок". По словам самих ритейлеров, проблема с поставками в регионах остра настолько, что заставляет менять стандарты собственных магазинов. По словам одного из ритейлеров, его компания в некоторых регионах вынуждена была открывать магазины, в которых 50% занимает торговый зал и 50% - склад. "В Москве такого формата не существует с конца 1990-х, потому что нет необходимости держать товар про запас. В регионах приходится, потому что необходимо держать запас товара. А это прямые убытки: чем меньше зал, тем меньше проходимость, тем ниже продажи".

На сегодняшний день самая крупная в стране система логистических центров - в Краснодарском крае, Саратовской области, Тольятти, Иванове, Твери и Белгороде - принадлежит краснодарскому "Магниту". А президент "Копейки" Александр Самонов еще год назад называл строительство нескольких распредцентровстратегической задачейкомпании. "Мы хотим иметь как минимум три логистических узла - в Москве, Нижнем Новгороде и Воронеже, чтобы использовать их как базу для освоения регионов в радиусе 250 км от них",- говорил он.

Супермаркеты раздумывают

Однако Сергей Моисеев, гендиректор компании De Rigo (поставщика оборудования), прогнозирует, что вближайшие несколько лет строительством распредцентров придется заняться также супермаркетам. "Эти ритейлеры часто жалуются, что им нечем торговать - в час-пик может не хватать до 20% ассортимента. Все потому, что представления о логистике у местных поставщиков весьма приблизительные: они легко нарушают согласованный график поставок, недопоставляют товар и так далее, из-за чего магазин остается без товара".

До недавнего времени единственной сетью супермаркетов, имеющей распредцентр, оставался "Перекресток" (он находится в Подмосковье, но поставляет продукты преимущественно в региональные филиалы сети). Но недавно и "Рамстор" открыл на юго-востоке Москвы распредцентр, рассчитанный на обслуживание региональной сети. А в пресс-службе "Перекрестка" "Бизнесу" сообщили, что компания планирует увеличить число распредцентров в регионах, например в Самаре, Ростове-наДону и др.

Тем не менее их примеру собираются следовать далеко не все. Например, "Седьмой континент" и "Патэрсон" (управляет 45 супермаркетами в 11 регионах) не планируют в ближайшее время подобных проектов. Гендиректор "Патэрсона" Юрий Яковчик объяснил отказ дороговизной строительства. По данным Николая Гвоздева из НЛК, инвестиции в строительство распредцентра составляют от $800 до $1 тыс. за 1 кв. м без учета оборудования. "Строительство одного центра обойдется не менее чем в $10 млн, поскольку строить склад, скажем, на город-миллионник площадью меньше чем 10 тыс. кв. м не имеет смысла",- говорит он.

Первым достанется все

Между тем эксперты полагают, что строительство логистических центров некоторыми операторами может серьезно изменить соотношение сил столичных ритейлеров в регионах. "Совершенно очевидно, что доминировать на региональных рынках будут те сети, у которых налажена логистика. Во-первых, их работа в регионах будет более стабильна и эффективна. Во-вторых, имея собственные логистические базы, операторы смогут "накрывать" все регионы. Те, кто продолжит работать на прямых поставках от поставщика в магазины, так строить работу в регионах физически не смогут",- рассуждает Моисеев из De Rigo. "Черездва-три года собственными сетями в регионах обзаведутся все крупные московские ритейлеры. И тогда станет актуальным вопрос, не сколько у той или иной компании региональных магазинов, а насколько они управляемы из центрального офиса,- добавляет один из поставщиков.- Очевидно, что самая управляемая, а значит, и эффективная сеть будет у тех, кто владеет распредцентрами.

У них будут стабильные поставки, единый ассортимент и маркетинг. Кроме того, за счет экономии на логистике (сегодня производитель или дистрибутор берут 5-15% за доставку товара в магазины) они будут еще иметь лучшую, чем у сети без распредцентра, цену от поставщика. Это тоже большой плюс компании в регионах, где фактор цены по-прежнему очень важен".


Возврат к списку

Тарифы на перевозки
Основные направления деятельности
Международные перевозки автомобильным транспортом
Aвиаперевозка грузов
Железнодорожные перевозки грузов
Морские контейнерные перевозки
Международные перевозки сборных грузов
Услуги таможенного оформления
международные перевозки
Поиск по сайту:





Новости таможни

24.06.2014

24.06.2014

Новости ВЭД

18.11.2013
В Белоруссии разоблачена схема незаконного ввоза грузовых автомобилей

18.11.2013
Страны ТС будут самостоятельно назначать пошлины Украине

Статьи и аналитика

29.05.2009
ФТС: контейнеры No pasaran!

29.04.2009
Проблемы есть, решения - нет!


Rambler's Top100
главная | о компании | контакты
рекомендации | информация
перевозка грузов | таможенный брокер | бизнес-логистический сервис | складская логистика | дополнительные услуги
2012 © ООО «Моби-Центр» |карта сайта| Разработка сайта — WebCait.Ru