Таможенные процедуры, внешне-экономическая деятельность (вэд), экспортные и импортные операции | Аналитические статьи и обзоры

17.01.2006

Нелегкая доля российских оптовиков электроники

Быть сегодня российским оптовиком электроники сложно. С одной стороны, неуклонный рост присутствия на рынке крупнейших сетевых компаний. Их доля на рынке оценивается различными экспертами от сорока до пятидесяти процентов. К тому же, практически все розничные сетевые гиганты, являются в настоящее время и крупнейшими оптовиками. С другой стороны - все возрастающая угроза выхода на российский рынок иностранных производителей и крупнейших иностранных сетевых компаний.

Надо отметить, что именно 2005 г. стал годом, в котором ФТС России начала планомерную работу, направленную на усиление контроля над правильностью декларирования стоимости электроники. Это и работа по сбору ценовой информации у фирм-производителей, и дальнейшее внедрение системы управления рисками. К сказанному можно добавить и регулярное проведение силовыми ведомствами разного рода специальных операций, направленных на борьбу с незаконным импортом. Соглашусь с мнением большинства экспертов о том, что ближайшие год-два станут для российских компаний, занимающихся оптовыми поставками электроники, судьбоносными.

Любой оптовик находится в прямой зависимости от розницы. И в этом одна из самых главных проблем, с которыми сегодня столкнулись оптовые компании. Основная угроза здесь исходит от уже давно существующих розничных сетей. Во-первых, сетевики, в подавляющем большинстве случаев, уже отказались от услуг поставщиков и возят свой товар самостоятельно. Во-вторых, сетевые "монстры" ведут открытую экспансию на розничном рынке, все активнее вытесняя с него небольшие розничные компании. Так, по оценкам журнала "Forbes" (январский номер за этот год), если три года назад сетевые компании владели максимум 20 % российского розничного рынка электроники, то сейчас доля сетевых гигантов ("Эльдорадо", "М.Видео", "Мир" и "Техносила") выросла до 40 %. На долю оптовиков и мелкой розницы приходится уже не 80 %, а 60 % рынка. Многие мелкие розничные компании не выдерживают все обостряющейся конкуренции с сетями и уходят с рынка. Оптовики начинают терять каналы сбыта. Т.о., основным условием выживания оптовиков на сегодня является гарантированный сбыт, а следовательно, все сходится на рознице. Именно по этой причине наиболее крупные оптовые компании приступили к созданию своих собственных розничных сетей, либо к более активному развитию уже существующих. По сведениям того же январского номера "Forbes" активно работают в этом направлении такие видные игроки оптового рынка как "Merlion" (сеть – "Позитроник"), "Divizion" (одноименная сеть), "Корсо-Трейдинг" ("Эксперт"), "Северен" ("Цифроград"), "ВВП" ("ION"), Беталинк ("одноименная сеть), "Арконда" ("Линия тока") и др. Например, компания "Merlion" планирует к концу 2006 г. довести число своих сетевых магазинов "Позитроник" до 150.

Понятно, что создание крупных сетей в столь сжатые сроки задача архи-сложная, требующая колоссальных финансовых и организационных усилий. Но именно в этом гарантия выживания тех, кто хочет остаться на рынке в роли продавцов. Далеко не всем такая задача по плечу, да и далеко не все оптовики "горят" желанием окунаться с головой в такой непростой бизнес как розница. Что же делать остальным? Ряд компаний, выступающих сегодня в роли оптовиков, превратятся в самое ближайшее время из торговых в сервисные. Это относится, прежде всего, к тем, кто за эти непростые годы выстроил мощные логистические схемы поставок электроники, и по сути в настоящее время является не столько оптовиком, сколько продвинутым оператором логистических услуг. Подобные компании уже сегодня имеют в своем активе развитую складскую инфраструктуру, как внутри России, так и за рубежом, находящуюся в собственности либо долгосрочной аренде, наработанные цепочки по транспортировке товаров, включая мультимодальные перевозки из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Нередки случаи, когда подобные компании создают свои собственные транспортно-экспедиторские дочерние предприятия, приобретая грузовой транспорт и контейнеры. Кроме этого, в активе у таких компаний огромный опыт работы с таможенными и иными государственными органами. Такие компании из оптовых постепенно трансформируются в сервисные, оказывающие полный комплекс высококачественных и высокотехнологичных транспортно-логистических услуг. Уже сейчас в России строятся либо уже введены в эксплуатацию крупные складские комплексы, т.н. "технопарки", с площадями в несколько сотен, а то и тысяч квадратных метров, способными выполнять функции консолидационно-распределительных центров. На этих площадках товары, прибывающие различными видами транспорта, будут не только проходить таможенное оформление, но и получать полный комплекс современных складских услуг. В единую систему с подобными объектами будут увязаны транспортно-экспедиционные, страховые компании, а также банки. На этих складских комплексах будет широко применяться на практике таможенный режим "таможенный склад", позволяющий компаниям-импортерам одновременно более рационально использовать свои оборотные средства, идущие на уплату таможенных платежей и использовать таможенный склад одновременно как консолидационно-распределительный центр.

Еще один путь для оптовиков, не желающих идти в розницу либо превращаться в операторов логистических услуг - это специализация на некоторых узких и эксклюзивных сегментах рынка, например на поставках дорогих товаров "премиум"-класса.

Еще одна угроза, которая нависла сегодня над оптовиками - это приход на российский рынок самих иностранных производителей и создание ими своих собственных консолидационно-распределительных центров. В этой связи пример импортеров автомобилей более чем поучителен. Не для кого не секрет, что многие производители электроники либо рассматривают для себя такую возможность либо уже приняли данное решение и приступили к созданию централизованных российских импортеров и созданию собственных складских центров. В этой ситуации выбор оптовиков, пожелавших трансформироваться в сервисные компании, специализирующиеся на оказании логистических услуг, является более чем оправданным. Есть еще один путь для оптовиков. Постараться стать для иностранного производителя своего рода проводником, помощником при выходе на весьма нелегкий российский рынок, в том числе за счет задействования собственных сбытовых цепочек, а также связей в деловых и чиновничьих кругах. Основное препятствие на пути у иностранцев - это непрозрачность в сфере таможенного оформления, "черный" и "серый" импорт электроники. Именно незаконный импорт является тем сдерживающим фактором, который вынуждает многих производителей медлить с приходом в Россию, несмотря на всю привлекательность находящегося на подъеме рынка.

И этот фактор дает оптовикам, быть может, последнюю отсрочку, столь необходимую для организационного и финансового укрепления и роста, развертывания своих собственных розничных сетей либо трансформации в современные сервисные компании. Завтра может быть поздно. Я думаю, что порядок в сфере импорта электроники будет наведен, тем более что в этом на сегодняшний день, наряду с государством, непосредственно заинтересованы и иностранные компании (как производители, так и сетевые гиганты) так и крупнейшие российские розничные сети.


Возврат к списку

Основные направления деятельности
Международные перевозки автомобильным транспортом
Aвиаперевозка грузов
Железнодорожные перевозки грузов
Морские контейнерные перевозки
Международные перевозки сборных грузов
Услуги таможенного оформления
международные перевозки
Поиск по сайту:





Новости таможни

24.06.2014

24.06.2014

Новости ВЭД

18.11.2013
В Белоруссии разоблачена схема незаконного ввоза грузовых автомобилей

18.11.2013
Страны ТС будут самостоятельно назначать пошлины Украине

Статьи и аналитика

29.05.2009
ФТС: контейнеры No pasaran!

29.04.2009
Проблемы есть, решения - нет!


Rambler's Top100
главная | о компании | контакты
рекомендации | информация
перевозка грузов | таможенный брокер | бизнес-логистический сервис | складская логистика | дополнительные услуги
2012 © ООО «Моби-Центр» |карта сайта| Разработка сайта — WebCait.Ru